Карта территориальных органов Ространснадзора

Главная / Анонсы / Новости / История Управление государственного авиационного…

История Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

Центральная Россия с её огромным научным и социально-экономическим потенциалом всегда была колыбелью смелых научно-технических решений и открытий, их внедрения и развития.

Особенно ярко это проявилось при зарождении и  стремительном историческом взлете Отечественной авиации. Москва, районы Подмосковья и 17 областей Центра уже в дореволюционные годы дали миру известных авиаконструкторов самолётов, двигателей, дирижаблей и других летательных аппаратов, лучших лётчиков и  талантливых авиаспециалистов.

В послеоктябрьский период в центральных областях России, основательно истощенной первой мировой и гражданской войнами, авиация проявила себя в бесстрашных полётах лётчиков любителей и спортсменов, а также профессионалов, зарабатывающих показом своего лётного мастерства в областных центрах скромные средства для жизни, покупки и ремонта самолётов в основном иностранного производства.

В 1923 году в  областных центрах на территории управления создаются местные  организации  добровольного общества Воздушного флота.

В последующие годы в Москве и ряде других городов были проведены масштабные работы по строительству и оснащению аэродромов и ангаров, авиационных заводов.

В 1931 году по решению Раменского райсовета Московской области и управления сельхозавиации Наркомзёма начато строительство Быковского аэродрома и затем открыты курсы подготовки лётно-технического состава.

В том же году в Быково начато строительство авиаремонтных мастерских для сельхозавиации Управления.

В 1932 году развернуто  строительство аэродромов в Воронежской, Московской, Ивановской, Смоленской и других областях Центра. В это же время создаются местные органы Главного Управления ГВФ, в том числе на территории Центральных областей — Московское Управление транспортной авиации и Московское Управление сельхозавиации. Московская и другие области Центра  страны год от года наращивали объёмы работ сельскохозяйственной авиации.

Основным самолётом для выполнения авиационно-химических работ стал У-2 (с 1944года ПО-2).

Управление сельхозавиации выделяло  большие денежные и материальные средства на строительство аэродромов, ремонтных баз и жилого фонда для авиаработников и их семей. Начальник сельхозавиации при Наркомзёме

А. Сергеев лично облётывал районы расположения посадочных площадок и будущих  аэродромов, организовывал их строительство и оборудование, руководил авиационно-химическими работами.

Базировавшиеся в Быково самолёты проводили эти работы на полях территории Управления и всей страны.

В середине 30-х годов стали открываться аэроклубы, лётные и парашютные  кружки. В Калуге на родине К.Э. Циолковского. Большой известностью пользовался кружок молодых авиаторов, в котором занимался в 20-х годах один  из ветеранов Управления Казаков Зиновий Михайлович.

Московское Управление сельхозавиации организовывало в 30-е годы авиационные праздники, ознакомительные и демонстрационные полеты, делало все для яркого показа населению страны необходимости, привлекательности и перспективы роста гражданской авиации. Её постоянно растущая роль в народном хозяйстве страны  высоко оценивалась руководством местных и центральных руководящих органов, в частности, в Быково и Воронеж, ряд других областных центров, неоднократно прилетали руководители партии и Правительства, начальник ГУ ГВФ В.С. Молоков и другие ответственные работники для решения вопросов развития авиации.

В период Великой Отечественной войны на базе авиапредприятий Москвы, Подмосковья и областей Центральной России были сформированы, активно участвовали в боевых действиях авиагруппы особого назначения, в том числе Московская авиагруппа. Многие пилоты и другие авиаспециалисты Центра влились в Военно-воздушные силы, в авиацию дальнего действия. Экипажи Управления выполняли важные и ответственные задания по доставке на фронт оружия и боеприпасов, горюче-смазочных материалов, поддержке боевых действий партизан, вывоз раненых и больных из оккупированных противником районов, обеспечению связи и других задач.

Послевоенное развитие гражданской авиации в Центральных районах  отмечено массовым трудовым героизмом по восстановлению разрушенного войной народного хозяйства, в том числе гражданской авиации.

Из восстановленных и реконструированных аэропортов начались перевозки пассажиров, грузов и почты.

Московская авиационная группа специального применения и воздушных съёмок ГВФ эксплуатировала парк воздушных судов ПО-2, ЛИ-2, осваивала самолеты АН-2, ИЛ-12, ЯК-12, Л-200, ИЛ-14. Наряду с авиационно-химическими работами выполнялись полёты по аэрофотосъёмке, разведке ледовой обстановки в бассейне Северного ледовитого океана, санитарным рейсам и многим другим видам авиационных работ. Непрерывно пополнялся парк воздушных судов.

 В 1952 году объём авиационно-химических работ превысил 1млн. га. Были открыты более 100 местных воздушных линий.

 В 60-е годы резко возросли объёмы транспортной работы на местных воздушных линиях, а также авиационно-химические работы и аэрофотосъёмка.

На самолетах ЛИ-2, АН-2, Л-200 , ЯК-12, ИЛ-12 и ИЛ-14 ежегодно перевозилось в 70 городов страны и в сотни районных центров около 800 тысяч пассажиров, 50 тысяч тонн грузов и почты, обрабатывалось около 3 млн. га сельхозугодий.

С 1955 года Управление ежегодно формирует сводные лётные отряды в Советские Антарктические экспедиции. Лучшие экипажи самолетов ЛИ-2, АН-2, ИЛ-12 и вертолета МИ-4 проявили высокое лётное мастерство и мужество, осваивая ледяной континент. Начальник Московской авиационной группы специального применения  воздушных съёмок ГВФ Трутаев Виктор Михайловича затем и все последующие руководители положили доброе начало лично провожать каждого авиаработника на ответственные и рискованные задания Родины и с благодарностью встречать их при возвращении  из Антарктиды. С тех пор  сотни экипажей Управления на воздушных судах: ИЛ-14, МИ-8, АН-2, ИЛ-18, ИЛ-76 с честью выполняли задачи ежегодных авиационного обеспечения Советских и Российских Антарктических экспедиций.

В апреле 1960 года приказом ГУ ГВФ № 180 Московская авиационная группа специального применения и воздушных съёмок ГВФ была переименована в Московское территориальное Управление специального применения и местных воздушных линий ГВФ (с 1964 г вместо» ГВФ» стало «МГА»).

 Авиапредприятия управления, планомерно и устойчиво пополняющие парк воздушных судов АН-2, МИ-4, Ил-14 осуществляли авиационное обеспечение народного хозяйства в Заполярье, западной Сибири, на Украине, в Казахстане и в Центральном регионе России.

 В 1965 году общий парк воздушных судов Управления составил более 800 бортов. Формировались объединенные авиаотряды, которые сконцентрировали усилия и всех  авиационных служб и подразделений для новых задач по повышению объемов авиаперевозок и авиационных работ. Построенные и реконструированные ВПП, здания технических служб, радиотехническое и светотехническое оборудование аэродромов в Быкове, Воронеже, Тамбове, Брянске, Белгороде, Туле и других городах стали основой освоения первых в стране газотурбинных самолетов АН-24 и реактивных ЯК-40. Рейс Быково — Кострома на ЯК-40 впервые был выполнен 30 августа 1968года. Самолеты АН-24 выполняли рейсы на 80 аэродромов страны, на архипелаг Шпицберген, о. Новая Земля и в другие регионы.

В 1967 году в управлении началось освоение вертолетов МИ-8, МИ-6 МИ-10 возрастала их роль в народном хозяйстве, основным районом полётов  которых была Западная Сибирь, районы Нефте-газоразведки и добычи.

В 70-е годы продолжался бурный рост объёмов транспортных перевозок и применения авиации в народном хозяйстве.

В эти годы самолеты АН-24 и АН-26 пополняли, парки авиапредприятий в городах: Тамбов, Воронеж, Иваново, Тула, Быково, Курск;  самолеты ЯК-40 в городах: Брянск, Белгород, Липецк; самолеты АН-30 — Мячково, а вертолеты МИ-2: Иваново, Мячково,  Кострома, Липецк; вертолеты МИ-8 в Мячково и Ярославль. Всего к 1975году в авиапредприятиях Управления было более 1200 самолетов и вертолетов. В страны Африки и Азии были направлены лучшие экипажи для обучения местных авиаспециалистов летному мастерству на новой Советской авиационной технике. Во многих странах мира работали Мячковские экипажи АН-30, авиаспециалисты по аэрофотосъёмке.

К 1985 году авиапредприятия управления перевозили в год 3 млн. пассажиров, обрабатывали с воздуха более 13 млн. га сельхозугодий.

 В каждой из 17 областей Центральной России было построено по 20-30 аэродромов для авиахимработ и местных воздушных линий, перевозили ежегодно более 100 тысяч тонн грузов и почты.

В 1986 году Управлением была организована масштабная работа по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

В результате объединения в 1999 году Управления Центральных районов и Московского городского Управления количество авиакомпаний возросло до 80, аэропортов до 30. Районы полётов стали охватывать  практически весь мир, от Шпицбергена до Антарктиды.

Парк воздушных судов  возрос с 360 в 1992  году до  более 800 в 2015 году. В их числе ВС: АН-124, ИЛ-86, Ил-76, ТУ-154, ИЛ-62, АН-74 ,ИЛ-18 ЯК-42, Фальконы, ВАЕ 125, Вертолеты МИ-26, КА-32,  все типы, эксплуатируемые до реформ.

Свои задачи и полномочия  УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора, образованное  в 2009 году, реализует на территории Центрального  федерального округа.

В настоящее время Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта возглавляет государственный советник Российской Федерации  1 класса Мариничев Владимир Игорьевич.

УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора — это коллектив единомышленников, стоящих на страже выполнения эксплуатантами и лицами, ведущими авиационную деятельность: воздушного законодательства Российской Федерации и Международных договоров при выполнении работ и использовании воздушных судов в воздушном пространстве над территорией и в аэропортах ЦФО, а также транспортного законодательства на других видах транспорта.

В нашем коллективе  в разные годы трудились, творили, созидали многие яркие заслуженные  руководители, такие как: начальник Московской авиационной группы специального применения  воздушных съемок ГВФ Трутаев Виктор Михайловича, ветеран Управления Казаков Зиновий Михайлович, Цыбин Юрий Васильевич, который формировал УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора в 2009 году, был начальником Управления с 2009-2011 гг.

Сегодня, сохраняя традиции и передавая опыт молодому поколению, в Управлении работают Фадеев Сергей Васильевич и Попова-Завражная Оксана Андреевна.

Фадеев Сергей Васильевич проработал в Гражданской авиации более 40 лет.  Пришёл в гражданскую авиацию Сергей Васильевич в  1977 году, после окончания Славянского авиационного технического училища. Начал свою трудовую деятельность в должности  бортмеханика самолетов Ил-14, Ан-30 в Мячковском объединенном авиаотряде Ордена трудового Красного Знамения авиации специального применения. Более 40 лет своей трудовой деятельности посвятил развитию и становлению гражданской авиации. В процессе своей трудовой деятельности летал в составе экипажа полярной авиации, в районах Арктики и Антарктики. Участник 34 Советской Антарктической экспедиции. Принимал участие в специальных работах на архипелаге Новая земля в 1982 году и ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году. В Управлении Госавианадзора Центрального федерального округа работает с 2004 года. Компетентность, профессионализм и целеустремленность, высокое чувство ответственности присущи Сергею Васильевичу Фадееву. В настоящее время Сергей Васильевич работает в должности — заместителя начальника Управления Госавианадзора по Центральному федеральному округу.

Попова-Завражная Оксана Андреевна, начала свою трудовую деятельность в области гражданской авиации в сентябре 1983 года в должности техника проектно-сметной группы Мячковского ОТКЗ Объединенного авиаотряда воздушных съемок Управления гражданской авиации центральных районов и Арктики Министерства гражданской авиации.

С мая 2005 года в Центральном управлении государственного авиационного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в должности заместителя начальника отдела госнадзора за аэропортовой деятельностью, организацией перевозок, воздушного движения и эксплуатации радиотехнического оборудования и электросвязи.

Общий трудовой стаж в гражданской авиации более 29 лет. В настоящее время Оксана Андреевна исполняет обязанности начальника отдела надзора за аэропортовой деятельностью и организацией воздушных перевозок Управления.

Профессионализм, компетентность, целеустремленность присущи  большинству сотрудникам Управления, выполняющие  свою работу на территории ЦФО. Сегодня в УГАН НОТБ по ЦФО Ространснадзора  работает 13 сотрудников, имеющих высшее специальное образование в области гражданской авиации.

Они сегодня  являются опорой государственного авиационного надзора Управления. Благодаря их профессионализму, знаниям и опыту удается сохранять богатые традиции гражданской авиации и преемственность поколений в деятельности, направленной на обеспечение безопасности полетов.

Управление на протяжении  5 лет (с 2012-2016 гг.) занимало ведущие места по показателям контрольно-надзорной деятельности территориальных управлений Ространснадзора, по направлению Госавианадзора.

По итогам контрольно-надзорной деятельности в сфере воздушного транспорта за 2016 год наше Управление заняло первое место. Руководитель Ространснадзора Виктор Фёдорович Басаргин вручил Управлению вымпел Федеральной службы по надзору в сфере транспорта «За высокие результаты по надзору в сфере воздушного транспорта».  Лучшим инспектором Госавианадзора, среди семи территориальных управлений Ространснадзора, в 2016 году признан  начальник отдела надзора за соблюдением лётных стандартов и сертификацией  эксплуатантов  воздушного транспорта Управления  Д.М. Мельник, который был поощрен памятным призом

Управление выполняет свои функции  по надзору на воздушном транспорте в тесном взаимодействии с Администрациями областей Центральной России, содействуя восстановлению и развитию предприятий воздушного транспорта в ЦФО, их безопасному функционированию.

Новым направлением в нашей деятельности, в последние годы, стала   разъяснительная работа сотрудников Управления руководителям и работникам поднадзорных субъектов всех видов транспорта,  сознательному исполнению ими требований законодательства по транспортной безопасности Российской Федерации и международных организаций.

Безусловно, эта работа является приоритетным направлением  по реформированию контрольно-надзорной деятельности Ространснадзора и для нашего территориального Управления.

В течение прошедшего года нами проведено 4 мероприятия по публичному обсуждению результатов правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности Управления 2017 года, с приглашением представителей поднадзорных организаций, других надзорных органов и общественных организаций. Цель —  выработка общих подходов  в направлении совершенствования форм и методов нашей работы, обсуждение с представителями субъектов транспортного комплекса ЦФО спорных вопросов по единообразному пониманию требований транспортного законодательства Российской Федерации, обсуждение предложений по его совершенствованию, снижению проверочных нагрузок на бизнес надзорными органами.

Нынешние сотрудники Управления являются продолжателями богатых традиций в гражданской авиации, и благодаря им сохраняется преемственность поколений в деятельности, направленной на обеспечение безопасности полетов.

Дата последнего изменения 12.02.2018 11:02